В интересном образовательном блоге "Привычка не думать" я прочёл одну поучительную историю. Молодой учитель математики решил применить новый подход при изучении темы "Квадратные уравнения". Он на первом же уроке дал детям формулу дискриминанта и метод нахождения корней, не размениваясь на преварительные темы.
Дети выходили к доске, поглядывая на записанную рядом общую формулу решения уравнения ax2 + bx + c = 0, находили дискриминант, и щёлкали примеры как орешки. Казалось бы - прорыв в педагогике!
Но старший коллега предложил на следующем занятии проверить закрепление навыков и дать несложную контрольную. В ней были примеры наподобие:
4x - 4x2 - 1 = 0,
2 + 7x + 5 = 0,
x2 + 3x2 + 5x2 = 0,
3x + 5 - 2x -7 = 0
Как видите, часть уравнений была вовсе линейными, а другая требовала несложных преобразований. Но ко всем этим примерам дети исправно применяли вызубренную, но не осмысленную формулу дискриминанта. В последнем случае на четвёртый коэффициент, не помещавшееся в формулу, просто не обращали внимания.
Вот, что бывает, когда делается упор на обучение без понимания.
А тут я когда-то писал, откуда вообще взялся этот дискриминант.
Дети выходили к доске, поглядывая на записанную рядом общую формулу решения уравнения ax2 + bx + c = 0, находили дискриминант, и щёлкали примеры как орешки. Казалось бы - прорыв в педагогике!
Но старший коллега предложил на следующем занятии проверить закрепление навыков и дать несложную контрольную. В ней были примеры наподобие:
4x - 4x2 - 1 = 0,
2 + 7x + 5 = 0,
x2 + 3x2 + 5x2 = 0,
3x + 5 - 2x -7 = 0
Как видите, часть уравнений была вовсе линейными, а другая требовала несложных преобразований. Но ко всем этим примерам дети исправно применяли вызубренную, но не осмысленную формулу дискриминанта. В последнем случае на четвёртый коэффициент, не помещавшееся в формулу, просто не обращали внимания.
Вот, что бывает, когда делается упор на обучение без понимания.
А тут я когда-то писал, откуда вообще взялся этот дискриминант.
Меня удивляет, что эти ученики вообще делали попытки решать. Нынешние ученики/студенты дошли до того, что вообще ничего не делают. Ждут, пока им просто так поставят тройку. :(
ОтветитьУдалитьДа-да, вот у меня самого случай был с курсантами
УдалитьДа, это больная тема. Учение должно быть с пониманием. Интересно, когда такие ученики получают формулу для решения, они думают, что её послал Бог, как кусочек сыра? Или в Кремле прописали?
ОтветитьУдалитьЗдесь тонкий вопрос... Иногда стоит для решения задачи рассматривать некоторую формулу или алгоритм просто как заклинание. Сам при изучении программирования иногда так поступал, когда важно было время. Но для дальнейшего движения, конечно же, необходимо осмысление.
УдалитьРегулярно читаю Ваш блог. Передаю Вам эстафету награждения блогов знаком читательского признания. Периодически в блогосфере бывают такие веяния. Подробности на моём блоге в посте http://mirglazamicheloveka.blogspot.ru/2012/10/luchshie-blogi-runeta.html
ОтветитьУдалитьНе сочтите за спам.
Спасибо, Евгений, очень приятно! Я сам с недавного времени узнал про Ваш блог, а через него - про много других интересных блогов. Постараюсь оправдать доверие :)
Удалить